Главная » Как выбрать?

Как развивать мелкую моторику у ребенка?

Многие родители слышат о том, что детям необходимо развивать мелкую моторику, но не все знают: зачем это нужно, как заниматься с ребенком и с какого возраста начинать. Развитие мелкой моторики детских пальчиков позволяет добиться более высоких умственных возможностей. Дети, чьи пальчики гибкие и проворные показывают лучшие результаты в учебе, им легче дается письмо уже с самых младших классов. Кроме этого подвижность пальцев и кистей дает им неограниченные возможности в движении, что позволяет выполнять любую тонкую работу идеально.

Мелкая моторика

Когда начинать развивать мелкую моторику?

На этот вопрос специалисты отвечают однозначно: как можно раньше. Грудничкам можно проводить массаж пальцев, что будет способствовать улучшению кровоснабжения в них. Кроме этого, воздействие на активные точки помогает активизировать работу головного мозга. А это поспособствует быстрому развитию речи. Существует масса предметов в доме, которые малышу будет интересно пощупать, изучить пальчиками фактуру. Ближе к году малыш начнет разбираться в том, что приятнее на ощупь. Вместо холодных пластмассовых погремушек ему станут нравиться мягкие игрушки, которые приятно прижимать к себе, гладить.
Ребенок начнет подрастать и с ним необходимо заниматься. Для определенного периода развития подходят разные упражнения и игрушки. Например, лепить годовалый малыш еще не сможет, а вот испачкаться в пластилине наверняка сумеет, чем сильно огорчит родителей. Поэтому, прежде чем приступить к занятиям с малышом, оцените его возможности. Ведь дав ножницы карапузу, который едва научился говорить, можно стать виновником травмы. Вырезать аппликации он научится гораздо позже, когда перейдет из младшей группы в среднюю. 

Мелкая моторика - развитие с помощью пластелина

Упражнения для развития мелкой моторики

Ребенку год
Если ребенок развивается нормально, то уже в годовалом возрасте он может делать точные движения руками. Например, может взять игрушку одной рукой или сразу двумя, может удерживать ее пальчиками. Играясь, бросает игрушки и вновь поднимает их, любит сталкивать предметы. Пытается открывать крышки коробок, шкатулок и у него это получается.
Для годовалого малыша важно чувствовать фактуру предметов, замечать их размеры. Для этого ребенку дают для игр предметы, разные по размеру, форме, фактурному исполнению.

1,5-2,5 года
Задания немного усложняются. Это именно тот возраст, когда ребенка учат застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Еще одно занятие, от которого малыши приходят в восторг: переливание воды из одной емкости в другую. Для этого используют один сосуд с узким горлышком и второй - с широким. Из первого ребенок должен постараться перелить жидкость аккуратно во второй.
Можно устроить увлекательную ловлю игрушек из бассейна, наполненного сыпучей смесью. Это может быть любая крупа или песок. На дно емкости кладут игрушки и засыпают их. Ребенок должен на ощупь найти все игрушки, спрятанные на дне.

Рекомендуется ежедневно выполнять комплекс упражнений для развития мелкой моторики пальцев. Дети не любят однообразные занятия, поэтому рекомендуется периодически их менять и представлять не как необходимое занятие, а как увлекательную игру. Вот небольшой перечень упражнений, которые помогут в развитии малыша:

1. Потребуется несколько емкостей, заполненных различным содержимым. Например, горохом, гречкой, песком, водой. Ребенку сначала предлагают опускать руки по очереди в каждый сосуд и перемешивать несколько минут содержимое. После того, как малыш испробует все сосуды, ему предлагают завязать глаза, и опять опустить руки в какой-нибудь сосуд. По своим ощущениям ребенок должен ответить, что находится в сосуде.  

2. Копирование движений.
Задание заключается в том, чтобы ребенок смог повторить движения пальцами взрослого. Например, мама из пальцев делает зверька или какую-нибудь цифру, а малыш должен как можно точнее воспроизвести увиденное. В некоторых случаях это упражнение может быть затруднительно для ребенка (если взрослый находится напротив малыша), в этом случае взрослый должен пересесть рядом с ребенком. Копировать движения в этом случае легче, чем пытаться воспроизвести зеркальное отражение.

3. Угадай предмет.
Ребенку предлагают поиграть в игрушки с закрытыми глазами, в это время спрашивают, какой именно предмет сейчас находится у него в руках. Можно давать цифры или буквы, если ребенок уже знает их и просить каждой рукой отдельно их ощупывать, а затем называть. 

4. Упражнения с горохом.
Ребенку предлагают переместить горох из одной миски в другую. При этом горошинки необходимо брать только двумя пальцами. Задействуют во всех комбинациях большой палец, а помогает ему поочередно: указательный, средний, безымянный и мизинчик. Упражнение проводят для каждой кисти отдельно.
Более сложным заданием может оказаться следующее упражнение: горох находится на блюдце, а малыш берет горошинку 2 пальцами и зажимает в ладошке. Упражнение напоминает сбор малины. Необходимо набрать в ладонь как можно больше гороха, не выронив при этом ни одной горошинки. Делают упражнение как одной рукой, так и двумя одновременно.  

5. Мозаика из подручных материалов.
Достать побольше пуговиц и предложить ребенку смастерить из них картинку в виде бабочки или любого геометрического предмета. Сначала рисунок выкладывает взрослый, а малыш пытается его воспроизвести, затем ребенок самостоятельно придумывает картинку, которую хочет соорудить из пуговиц.

Игрушки для развития мелкой моторики

Ассортимент игрушек, развивающих мелкую моторику достаточно большой. Составим их небольшой список:

1. Мозаика.
Мозаика помогает ребенку разработать не только пальчики. Ведь чтобы воссоздать предложенный рисунок, необходимо еще и внимание. Выбирая мозаику, обратите внимание на величину ее деталей, чем они меньше, тем сложнее задание будет у малыша.

2. Пазлы.
Для самых маленьких выбирают пазлы состоящие из 4 или 6 крупных деталей. Чем старше ребенок, тем меньше становятся отдельные детали, и увеличивается их количество. Собрать картинку из мелких пазлов бывает довольно трудно, может понадобиться помощь взрослых.

Пазлы

3. Музыкальные инструменты.
Покупка детского музыкального инструмента хорошо отражается на развитии ребенка. Учась играть, он разрабатывает память, его пальцы становятся гибкими, улучшается слух. Можно приобрести синтезатор, обычно все дети в восторге от его звучания. К тому же занятия музыкой могут стать не только увлечением, но и профессией.

Детская гитара

4. Конструктор.
Собирать из деталей машинки, паровозы и прочую технику очень нравится мальчишкам. Они очень любят скручивать, свинчивать и соединять мельчайшие детали, чтобы получить вожделенную копию транспортного средства.

Конструктор

5. Нитки, спицы, бисер.
Девочкам больше нравится вязать или мастерить из бисера разнообразные поделки. Не лишайте их этой радости. Вязание спицами или крючком станет любимым занятием. Вязание отлично тренирует память, развивает пальцы и кисти.

Для занятий с ребенком нужно не так уж и много. Желание взрослого, плюс капелька внимания, небольшая хитрость и ребенок уже заинтересован в развивающей игре. А игры, сопровождаемые детскими стишками, не только готовят малыша к школе, но и помогают ему полноценно развиваться. 

Категория: Как выбрать?